— в изобразительном искусстве — изображение неодушевлённых предметов, в
отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Натюрморт стал самостоятельным жанром живописи в творчестве голландских
и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого
периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего
земного и неизбежности смерти («Vanitas»), либо — в более широком смысле
Страстей Христовых и Воскресения.
Это значение передаётся посредством использования предметов — в
большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни,
которые наделяются дополнительным символическим значением.
Портрет
— изображение того или другого человека, произведенное средствами
живописи, гравирования или скульптуры, также фотографическое
изображение или словесное описание (в частности, в литературе).
В зависимости от размера изображения в живописных портретах
различают головные (когда изображена только голова по плечи),
погрудные, поясные, поколенные и во весь рост. В отношении позы
представленной фигуры различают профильные, «с лица» (en face), в три
четверти поворота направо или налево (en trois quarts) и так называемые en
profil perdu, то есть изображающие лицо с затылка, так что видна только
часть профиля.
Такое же разделение существует и для портретов, рисованных
карандашом, писанных акварелью, гравированных и вылепленных высоким или
низким рельефом (например, на медалях и монетах). Скульптурные портреты
делаются в виде гермов (одна голова с шеей), бюстов (голова и верхняя
часть туловища) и статуй (целая фигура, с головы до ног).
В зависимости от назначения, специфики формы, характера исполнения
различают также станковые (картины, бюсты, графические листы) и
монументальные (скульптурный монумент, фреска, мозаика),
парадные и интимные, миниатюрные и камерные портреты, по числу
персонажей — индивидуальные, парные (двойные) и групповые, а также
портрет заказчика и «профессиональный» портрет. Специфический тип
портрета — автопортрет.
Пейзаж
Пейза́ж, в живописи и фотоискусстве — тип
картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле,
горы, роща, деревня, город).
Нередко перечисляя жанры искусства,
пейзаж упоминают на одном из последних мест. Ему придают порой
второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Но сегодня такая
точка зрения, соответствующая старинным представлениям, кажется по
меньшей мере наивной. В наше время неспокойных раздумий о кризисе во
взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения
цивилизации и окружающей среды пейзажное искусство предстает зачастую
мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах
современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое
сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное
предупреждение.
Важнейший и самый древний вид пейзажа - изображение первозданной
природы, сельской местности. Таково изначальное понимание французского
слова "paysage" и нем. Landschaft
(образ села, образ земли), которые за три столетия прочно укоренились в
нашем языке. Индустриальный ландшафт, зарождающийся в конце XVIII -
начале XIX века, а также городской пейзаж (ведута) составляют отдельные
направления развития пейзажной живописи.
Предпосылки пейзажа появились уже в эпоху неолита в наскальных
рисунках, керамике, различных орнаментах, включающих
условно-символические обозначения небесного свода, светил, стран света.
Многие древнеегипетские и китайские иероглифы восходят к изображениям
гор и деревьев, воды светил.
В искусстве Двуречья и Египта
с развитием интереса к сюжетном повествованию (особенно в сценах войны,
охоты и рыбной ловли складывается восприятие природы как среды
действия, сохраняющие сказочно-мифологический смысл но обретающей
подчас более конкретный характер. Например, деревья начинают
различаться по видам. Удивительно интересны природные мотивы,
отраженные в художественных памятниках Древнего Крита. Древнеримская
живопись, ощутившая контрасты города и сельской местности,
среды-реальности и среды-идеала, рождает самостоятельные пейзажи,
которые появляются в росписях, украшающих жилые покои. Плодоносные,
полные птиц сады - это мотивы утопического царства гармонии,
преображающего интерьер. Совсем иное впечатление производят пейзажи
средневекового искусства. Причудливые горки. вздымающиеся на фонах
византийских и древнерусских икон либо в западноевропейской живописи,
зримо разделяют мир на земной и божественный, словно охраняя
пространство религиозных сцен.
Многообразен европейский
пейзаж XVII века. В европейском искусстве пейзаж как самостоятельный
вид станковой живописи существует с XVIII века. До этого пейзажи
служили только фоном для тематических картин или портретов. Живописцы
барокко воссоздают стихийную, порой грозную мощь природы. Классицизм
разрабатывает тип "идеального пейзажа", героического либо
идиллического, проникнутого мечтой о золотом веке (таковы картины Клода
Лоррена и Николы Пуссена). Голландские живописцы (Якоб ван Рейсдал, Ян
ван Гойен),
виртуозно используя тональные свойства колорита, соединяют ощущение
зыбкой изменчивости мира с идеей связи обжитой, близкой человеку
сельской среды и величавых, поистине беспредельных проостранств. Вместе
с тем единство, свойственное ренессансному пейзажу, распадается на
отдельные разновидности ландшафта (морские, речные, лесные, горные,
сельские виды), сохранившиеся в последующую эпоху.
Поиски световоздушной достоверности и театрализованная условность
противоречиво сочетаются в пейзаже XVIII века. Один из кульминационных
этапов его истории - эпоха романтизма.
Природа, воплощенная с волнующим лиризмом, свидетельствует о
безграничных возможностях познавшего ее и соперничающего с нею
человеческого духа. Вместе с тем романтизм - например в лице таких
мастеров, как немец Каспар Фридрих,-
усиливает патриотическое звучание пейзажных образов, претворяя виды
родных мест в обобщенные символы национального самосознания. В России
восприятие ландшафта как эпической поэмы о родине находит классическое
выражение в искусстве Ивана Шишкина.
В пейзаж входят некоторые основные элементы:
Земная поверхность
Растительность
Человеческие постройки
Перспектива вида
Картина также может включать:
водоёмы (озера, моря, реки)
фауну
людей
свет
метереологические
образования (облака, дождь)
Автопортрет
Автопортрет — портрет
самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако
автопортреты бывают и скульптурные, литературные, фото- и
кинематографические и т. д.
Многие художники-портретисты создавали автопортреты, причём
некоторые написали рекордное число своих изображений. Иногда художники
помещали свое изображение в групповые портреты. Полагают, что некоторые
художники писали с себя портреты персонажей противоположного пола.
Некоторые художники, страдавшие неврологическими заболеваниями,
оставили после себя автопортреты. Эти картины позволили медикам
проанализировать нарушения работы мозга; многие из них прочно вошли в учебники
неврологии.
Широко распространены два способа получения фотоавтопортретов:
фотографирование своего отражения в зеркале, и фотографирование себя с
фотоапарата на вытянутой руке.
Известна работа Е.Лангмана, сфотографировавшего свое
отражение на поверхности никелированного чайника.
Фоторепортаж
— особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве
основного средства выражения. Фотожурналистика отличается от
родственных жанров фотографии (таких как документальная фотография,
уличная фотография и фотография знаменитостей)
следующими свойствами:
Время — снимки имеют
значение в хронологическом контексте развития событий.
Объективность —
ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно
воспроизводить запечатленные события.
Повествовательность
— снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают
читателю или зрителю представление о сути событий.
Фотожурналисты должны действовать, принимать решения и носить
фотографическое оборудование в тех же условиях, что и участники событий
(пожар, война, уличные беспорядки), часто подвергаясь одинаковому риску
с ними.
Фотожурналистика, как описательный термин, часто подразумевает
определенный грубоватый стиль или подход к созданию изображений. Подход
фотожурналистов к беспристрастной фотографии становится популярным и
особым стилем коммерческой фотографии. Например, сегодня многие
свадебные фотографы снимают в "репортажном" стиле беспристрастные
хроники свадебных событий.
Документальная фотография
Документальная фотография обычно считается разновидностью профессиональной фотожурналистики, но ей также
занимаются любители. Фотограф старается сделать объективную и беспристрастную
фотографию, передающую истинный вид того, что снималось, чаще всего людей.
Обычно такие фотографии предназначаются для публикаций. Иногда
какая-либо организация или компания заказывает документальную съемку
своей деятельности, но эти фотографии обычно идут только в архивы этой
компании для внутреннего использования.Фотографы общенациональных средств массовой информации
стараются обычно снимать документальные кадры, а не постановочные
фотографии, потому что они дают ощущение правдивости и неподдельности,
необходимое для настоящих новостей. Сделать снимок тонкого момента или
сцены, не внося своего присутствия — это сложная задачи для фотографа.
Исключением являются фотографы местных средств массовой
информации, нередко снимающие постановочные портреты. Но не только.
Уличная фотография
Уличная фотография (англ. Streetphotography) — вид
документальной фотографии без явной социальной направленности, обычно
изображающая людей в обычных ситуациях в общественных местах:
на улицах, в парках, на пляжах и т. п.
Уличная фотография использует технику Честной фотографии англ. Straightphotography,
посредством которой она отображает нечто как есть, без искажений. Этот
жанр фотографии существует в настоящее время, в нем обычно используется черно-белая фотография.
Уличная фотография тяготеет к иронии и старается дистанцироваться от
сущности предмета съемки и часто концентрируется на единственной
человеческой эмоции, пойманной в решающий, живой момент. Например,
поцелуй украдкой на углу улицы, человек, перепрыгивающий лужу, женщина,
задумавшаяся за ужином или тележка из супермаркета, блестящая в
последних лучах заходящего солнца.
Множество классических работ в этом жанре было создано в период
приблизительно с 1890 по 1975, совпавшем с появлением и распространением
небольших 35-и миллиметровых и дальномерных камер. Классиками жанра
стали Анри Картье-Брессон, Роберт Франк (Robert Frank), Альфред Эйзенштедт (Alfred Eisenstaedt), Юджин СмитW. Eugene Smith), Уильям Эгглестон
(William Eggleston) и Гарри Виногранд
(Garry Winogrand).
(
Рекламная фотография
Рекламная фотография — это пик владения фотоискусством.
Ведь для создания красивой и «вкусной» карточки необходимо не только
иметь хорошую идею, но и владеть техникой съемки для ее воплощения.
Рекламная фотография включает в себя практичестки все жанры. Тут Вам и
натюрморты, и портреты, и фшн, и гламур и конечно же НЮ.
За рубежом многие специализируются на чем-то одном. В России в основном
многие стараются снимать во всех жанрах.
Фотоохота
Фотоохота (англ. WildlifePhotography)
— жанр фотографии, объектом съёмки в котором являются птицы, животные,
насекомые и другие существа в естественных природных условиях.
Фотографирование насекомых
Для съёмки насекомых обычно используют приёмы макрофотографии.
Некоторые специфические приёмы могут быть особенно полезны,
например, следует избегать попадания тени фотографа на объект, выбрать
места, где насекомые не единичны, а встречаются достаточно часто.
Удобно использовать серийную съёмку цифровой камерой с дальнейшим
отбором удачных кадров, фотовспышку, телеобъектив. Малая глубина
резкости при макросъёмке часто требует дополнительного
диафрагмирования, подчас приходится частично жертвовать качеством
снимка, устанавливая повышенную светочувствительность.
Фотосъёмка птиц
Для фотографирования птиц широко используют метод организации
укрытия для фотографа, места, в котором можно скрытно разместиться, не
потревожив объект съёмки. Практически всегда используются телеобъективы.
Макросъёмка
Макросъёмка — вид фото-, кино- или
видеосъёмки, особенностью которого является получение изображений
объекта в масштабе 1:5—20:1 (то есть 1 см изображения на
светочувствительном элементе фотоаппарата соответствует 5-0,05 см
объекта), однако чётких границ нет.
В доцифровой фотографии макросъёмкой считалось получение увеличенного
изображения на негативе.
В цифровой фотографии этот критерий малоприменим, поскольку
светочувствительная матрица не является носителем информации, в
результате практически макросъёмкой считается получение увеличенного
изображения приемлемого качества на экране монитора или на отпечатке.
Иногда под макросъёмкой понимают возможность фотографировать с
близкого расстояния (несколько сантиметров). Такая съёмка не является
технически правильной макросъёмкой — из-за большой разницы в
расстояниях от разных частей объекта до объектива возникают искажения
(дисторсия, кривизна поля изображения). Предельным случаем такой
«макросъёмки» является применение объективов типа «рыбий глаз».
Панорамная фотография
Панорамная фотография —
фотография, имеющая большой угол обзора. Панорама может быть планарной,
цилиндрической или сферической (иначе называемой кубической).
Планарная панорама —
проецируется на плоскость и может
быть воспроизведена на бумаге или мониторе. Такую панораму обычно
получают посредством панорамных фотоаппаратов,
имеющих угол обзора более 120°, что позволяет получать вытянутые кадры
с широким углом охвата. Достигается столь широкий угол за счёт
подвижного объектива, который вращается вокруг своей нодальной точки,
направляя световой поток вслед за щелевым затвором. Панорамные
фотоаппараты могут использовать узкую (тип 135), широкую (тип 120)
фотоплёнку или иметь цифровую матрицу. Так же получить планарную
панораму можно и посредством «сшивки» кадров с обычного фотоаппарата,
правда в этом случае желательно использовать специальную панорамную
штативную головку и соответствующее программное обеспечение.
Цилиндрическая панорама
(циклорама)
— проецируется на боковую часть цилиндра и имеет охват 360°. Получить
такую панораму можно «сшивкой» кадров с обычного или панорамного
фотоаппарата.
Сферическая
(кубическая) панорама получается проекцией окружения на грани куба
(у зрителя возникает ощущение, что он смотрит на поверхность сферы
изнутри).
Свадебная фотография
Истоки жанра свадебной фотографии мы видим в классической живописи.
Известно, что во все времена молодоженам хотелось запечатлеть себя,
чтобы потом их потомки смогли увидеть их молодыми, красивыми и
счастливыми. Но только очень состоятельные пары могли позволить себе
заказать свадебный портрет художнику. Если приглядеться, то можно
заметить, что многие сегодняшние постановочные свадебные фотографии
напоминают нам о классических живописных работах. Поэтому не будет
ошибкой сказать, что жанр свадебной фотографии зародился еще до
изобретения фотоаппарата. Тем не менее принято считать, что дата
рождения свадебной фотографии практически совпадает с появлением
фотографии как таковой. Любопытно, что из дошедших до наших дней первых
фотоснимков середины 40-х годов XIX века многие изображают именно
молодоженов. Один из самых известных снимков того периода — свадебное
фото королевы Виктории и принца Альберта, сделанное английским
фотографом Роджером Фентоном, датированное 1840 годом.
Жанровая фотография
Жанровая фотография - вид фотографии, где отражён определённый
сюжет, история, действие.
История жанра: История жанра как вида изобразительного искусства уходит своими
корнями в далекое прошлое. В настенной живописи древних египтян встречаются
сцены охоты, пиршеств, земледельческих работ, словом всего того, что отображает
реалии повседневной жизни людей в те далекие времена. В красочных иллюстрациях
к средневековым религиозным книгам, таким как «Книга часов» (Book of Hours),
можно найти сцены из жизни простого люда…
Однако сам термин «жанровая живопись», или «жанровое
искусство», появился в XVII веке, когда художники стали проявлять особый
интерес к тому, что происходило за стенами художественных мастерских. Их
привлекала простота изложения материала, отсутствие напыщенности и строгости,
свобода творчества, и, таким образом, их картины приобретали повествовательный
характер и заключали в себе некоторый философский смысл. Очень часто на
полотнах появлялись вымышленные сюжеты, романтизированные художником, с
сентиментальными нотками, именно поэтому такие картины имели большую
популярность среди буржуазии и среднего класса.
Ломография
Ломография — вид фотографии, при котором художественную
ценность имеет не каждый отдельный кадр, а их общее количество, на которых
может быть изображено всё, что угодно. Это также — съёмка «от бедра», не целясь
через видоискатель, преимущественно — простым автоматическим плёночным
фотоаппаратом. Название произошло от производителя фотоаппаратов — «Ломо»,
Ленинградское оптико-механическое объединение.
10 правил ломографии:
1. Носи свой фотоаппарат повсюду. 2. Используй его в любое время - днем и ночью. 3. Ломография - это не вмешательство в твою жизнь, это часть
ее. 4. Приближайся к объектам твоего ломографического желания так
близко, как только возможно. 5. Не думай. 6. Действуй быстро. 7. Тебе не нужно знать заранее, что снято у тебя на пленке. 8. Тебе не нужно знать это и потом. 9. Снимай «от бедра». 10. Забудь о правилах.
Ночная фотография
Под ночной фотографией понимается
фотография, сделанная в ночное время, а также процесс её получения.
История ночной фотографии:
В начале 1900-х годов несколько известных фотографов (Альфред
Стиглитз, Уильям Фрэстер) начали проводить эксперементы по съемке в ночное
время. Первыми фотографами, которые серъёзно занялись этим видом творчества
стали Брассай и Билл Брандт. В 1932 году Броссай выпустил сборник чёрно-белых
фотографий ночного Парижа «Paris de Nuit».
В 1970-х Стив Харпер начал читать курс по ночной фотографии в
Университете академии искуств (Сан-Франциско, США).
В 1990-х английский фотограф Михаэль Кенна стал одим из первых
коммерчески-успешных фотографов, занимающихся исключительно ночной фотографией.
В XXI веке ночная фотография продолжила активно развиваться
благодаря росту популярности цифровой фотографии.
Техника исполнения:
Из-за недостатка освещения в ночное время для получения
приемлимой экспозиции при отсутствии дополнительного исскуственного освещения
необходимо:
* использование длительных выдержек * использование светосильных объективов и больших относительных
отверстий * использование высокочувствительной фотоплёнки или выского
значения чувствительности (ISO) для цифровых фотоаппаратов
Обычно для ночной фотографии используют различные сочетания
вышеперечисленных приёмов и методов в зависимости от условий съемки. Для ночной
фотосъемки также применяются дополнительные технические средства: фотовспышка,
штатив и т. п.
Разновидностью ночной съемки является съемка в инфракрасном
свете.
Часто объектами ночной фотографии становятся:
* ночное небо, небесные тела (см. астрофотосъёмка) * пейзажы, сооружения при естественном лунном освещении * городские пейзажи (с использованием городского освещения) * салюты, фейерверки * ночные портреты * и др.