Поговорим о большой выдержке. Определим
ее, как выдержку позволяющую получить динамически смазанный объект в
кадре. Причем смазаны могут быть как главный, так и второстепенный
объект, то есть фон. Эта статья покажет, какие разнообразные сюжеты,
полные напряжения и динамики и не только, может помочь нам запечатлеть
большая выдержка.
|
фото 1 |
Фотографирование
спорта наиболее близкий жанр для нашей статьи, потому что только на
очень коротких выдержках можно “заморозить” спортсмена. На фото 1 мы
видим картинг. В данном случае был кадр и сделанный по правилам
динамического сюжета с пустым пространством перед движущимся объектом.
Но я выбрал этот снимок, потому что здесь карт занимает почти весь
кадр, он отлично смазан, кроме того, мы даже можем разглядеть эмоции
гонщика. В правом нижнем углу виднеется колесо соседнего карта, значит,
нам удалось запечатлеть самый острый момент – попытку обгона. Между
делом мы вывели правило: если знаешь для чего, то любые правила можно
нарушать.
|
фото2 |
В
одном из отелей Египта был сделан снимок 2, на котором запечатлен
танцор, вращающийся с юбкой над головой. Очень завораживающее зрелище.
Есть такой орден вращающихся дервишей. Вращаясь, они входят в
мистический транс. А некоторые из них вынимают стволы, расставляют руки
в стороны и крошат в капусту все вокруг. Но в данном случае закончилось
все благополучно. Здесь была применена медленная синхронизация (режим
“slow”), которая помогла выделить одну из фаз движения. В таком режиме
срабатывает вспышка в начале или в конце выдержки, освещая передний
план. А уж сама длинная выдержка прорабатывает задний план.
|
фото 3 |
Не
менее действенный способ отразить динамику в кадре – это заставить
смазаться фон в кадре. На снимке 3 искусственная волна в аквапарке
неплохо с этим справилась, а серфер старался оставаться неподвижным в
кадре. В свою очередь на фото 4 автору пришлось сесть в соседнее кресло
карусели, чтобы “оторваться” от фона. Здесь вспышка в режиме “slow”
помогла улучшить очертания главной героини и отразить часть интерьера
аттракциона.
|
фото 4 |
Снимок
с каруселью привел нас к приёму съемки с “проводкой”. Суть этого метода
заключается в ведении фотоаппарата за движущимся объектом таким
образом, чтобы объект не смещался в рамке видоискателя. Здесь будет
полезен следящий фокус, чтобы в нужный момент ведения нажать на спуск.
При выдержке 1/30-1/60 можно получить снимок 5, где смазанный фон помог
передать движение покупателей по супермаркету.
|
фото 5 |
Большая
выдержка может убрать движение из кадра. Фотографируя ночной город со
штатива выдержкой порядка 5 секунд, можно “растворить” движущихся
пешеходов. На фото 6 как раз показан предельный случай с исчезающими
людьми-привидениями. Добавить еще немного экспозиции, и тени пропадут
из кадра, и фото выпадет из темы нашей статьи, так как на нем не будет
больше движения. Мальдивский вариант привидений – танцующие аборигены
на снимке 7 (режим “slow”).
|
фото 6 |
|
фото 7 |
Еще
одно необычное сочетание – динамический натюрморт. На фото 8 большая
выдержка раскрывает характер сувенира “вечный двигатель”. Но если вдруг
все вокруг замерло, и нам некуда приложить свою большую выдержку — не
стоит отчаиваться. Повращаем сам фотоаппарат, и у нас в кармане фото 9
с живой и эмоциональной новогодней ёлкой.
|
фото 8 |
|
фото 9 |
Обратимся
к следующему фото 10, на нем искры костра рисуют замысловатые фигурки.
Не даром говорят, что на воду и огонь можно смотреть бесконечно. Еще
одна стихия огня – это салют, который преображает ночное небо своими
огромными шарами (фото 11). Можно ли укротить огонь? Можно. Вечером у
костра возьмите уголек, поставьте фотоаппарат на штатив, установите
большую выдержку и рисуйте, рисуйте. В домашних условиях нужно взять
лазерную указку или брелок-детектор валюты, и мечта стала явью на фото
12. Процедура получения таких снимков следующая: ставится фотоаппарат
на штатив, выбирается выдержка порядка минуты, художник рисует свою
воздушную мечту в абсолютной темноте (желательно после некоторой
тренировки), затем включается свет на пару секунд, чтобы засветить
светописца и окружающий фон. Во время включения засветки художник
должен держать свое световое перо там, где он закончил свое рисование.
|
фото 10 |
|
фото 11 |
|
фото 12 |
|
фото 13 |
Все
подвластно большой выдержке, даже пророчество. Такие мысли приходят на
ум, когда видишь забракованный снимок 13, сделанный в конце лета
прошлого года.
Снимок
14 – это классический вариант огней ночной автострады, сделанный с
выдержкой 4 секунды. Дополнительную оригинальность ему придает желтый
пунктир поворотника перестраивающейся машины. Транспортную тему
продолжает фото 15 с убегающим поездом метро. А что будет, если мы
сядем в этот самый транспорт? Да город может просто сойти с ума,
затмевая глаза расплывшейся неоновой рекламой и прыгающими цифрами
пунктов обмена валюты (фото 16). Стоит остановиться и отдохнуть в
ближайшем парке отдыха, аттракционы которого могут быть благодатнейшей
почвой для съемки с большой выдержкой. Увеличим выдержку на фото 17
раза в 2-3, и след от лампочек на чертовом колесе превратится в
сплошное кольцо.
|
фото 14 |
|
фото 15 |
|
фото 16 |
|
фото 17 |
Дальше
– ночной клуб. Фото 18 привлекает своим контрастом между неподвижно
сидящей девушкой и танцующими, движения которых стали дискретными под
вспышками стробоскопа. Можно ли получить стробоскопический эффект без
стробоскопа? Можно. Для этого нужно увеличивать не интенсивность
светового потока, а величину выдержки для каждой фазы движения. Такой
случай представлен на снимке 19, где секундная стрелка нам легко
подскажет, какая здесь была экспозиция.
|
фото 18 |
|
фото 19 |
Итак,
обратив внимание только на один параметр съемки, можно получить
огромное многообразие приемов и сюжетов. А ведь есть еще глубина
резкости, зуммирование, ракурс, отражение и другие нюансы съемки.
Поэтому ни один графический редактор не сможет соревноваться с
возможностями даже простого фотоаппарата, если есть умение и фантазия у
фотографа.
Источник: http://www.phototheory.ru |