Бытует мнение, что светофильтры стремительно уходят в прошлое вместе
с пленочными фотоаппаратами. Сегодня, когда любой эффект можно получить
с помощью обработки на компьютере, светофильтры действительно во многом
потеряли свою актуальность. Но тем не менее, для некоторых задач и
сегодня - светофильтр самый надежный и удобный инструмент для работы.
Теперь он выполняет иную функцию - с помощью светофильтра можно создать
тот фотоматериал, для последующей обработки, который вам нужен. Он не
заменяет обработку фотографии, а создает нужную нам базу для обработки.
И сегодня мы поговорим именно об этом - о том, какие светофильтры и для чего нужны современному цифровому фотографу.
Но для начала поговорим о том, какие светофильтры действительно пора отправить на свалку времени.
И поговорить о них стоит потому, что продавец в фотомагазине может
долго и увлекательно вам рассказывать, как эти светофильтры вам нужны и
как вам без них никуда. Просто эти светофильтры уже давно лежат-пылятся
на складе магазина, а продавцу надо их кому-нибудь продать.
Цветные светофильтры и фильтры изменяющие цветовую температуру
Формат RAW
дает нам возможность менять цвета, изменять цветовую температуру и
делать массу других замечательных вещей. И для этого не нужно покупать
стеклышко, которое стоит в 100 раз дороже своей себестоимости.
Эффектные светофильтры.
Звездочки. Лучики. “Блюр”. Все это было мега-круто пока не изобрели Photoshop.
Этим ветераном скажем до свидания и обратимся к тем светофильтрам, которые и в XXI веке представляют для нас интерес.
Ультрафиолетовый светофильтр (UV)
Основная задача этого светофильтра - не допустить проникновение
ультрафиолетовых лучей. Если вы снимаете в высокогорной местности или
на берегу океана в разгар солнечной активности (когда влияние
ультрафиолета на картинку особенно высоко) - UV фильтр действительно
сделает цвета на фотографии более реалистичными и красивыми.
Но такие условия встречаются довольно редко. На практике основная
функция UV фильтра в другом - UV фильтр отлично подходит для защиты
вашего объектива от физических повреждений. Он никак не влияет на
картинку (а в некоторых случаях даже улучшает ее), но при падении
камеры он примет удар на себя. Ведь намного дешевле купить новый
светофильтр, нежели новый объектив.
Что немаловажно - пачкаться и царапаться будет также UV фильтр, а не
ваш объектив. Если вы используете дорогую оптику - обязательно
покупайте вместе с объективом так же и UV фильтр.
Поляризационные светофильтры
Уверен, каждый из вас видел шикарные фотографии с тропических
островов, где небо по настоящему синее, а океан - красивого
сочно-морского цвета. Все эти фотографии сделаны с использованием
поляризационного светофильтра.
Фотограф - Василий Гуреев
Главная функция “полярика” - устранять переотражения и блики на
блестящих неметаллических поверхностях. Именно благодаря этому небо на
фотографиях получается таким синим - полярик убрал солнечный свет
переотраженный небом.
Фотограф - Василий Гуреев
Тоже самое с водой - убрав блики с ее поверхности мы получаем более сочные и красивые цвета.
Фотограф - Василий Гуреев
Еще один способ применения полярика - устранение отражений в
ветринах и окнах. Допустим, вам надо сфотографировать человека,
сидящего за окном в кафе. Но на фотографии мы получим массу отражений в
стекле окна магазина. Используйте полярик - и вы получите тот кадр,
который хотите.
Безусловно, сделать красивым небо и воду можно и при обработке. Но,
во-первых - это возможно не во всех случаях, а во-вторых - используя
полярик вы сможете сделать еще более красивую картинку при обработке,
ведь с поляриком мы получим изначально лучшей по цветам кадр - отличную
основу для последующей обработки.
В репортажной фотографии полярик действительно незаменим. Сделав
300-600 кадров с мероприятия, вы потратите массу времени на красивую
обработку того же неба. А с поляриком - вы сразу получите кадры, где
общей пакетной обработки будет достаточно, чтобы получились отличные
фотографии.
Нейтрально-серые фильтры (ND)
Эффект, который оказывает нейтрально серый фильтр очень сложно
воссоздать при обработке. И даже в тех случаях где это возможно - это
становиться крайне трудоемким процессом. Что же делает ND фильтр?
Вы видели фотографии, на которых вода плавно спускается с водопада?
Красивые кадры. И снять их возможно только с использованием ND
фильтров. Дело в том, что если мы правильно выставим настройки
экспозиции, мы получим красивый кадр. Но вода в водопаде - застынет. Не
будет той плавности, которую мы хотели получить. Потому, что чтобы
получить эту плавность, надо снимать на длинной выдержке - 1/2 секунды
и больше. Но снимая на такой выдержке днем, кадр, как бы мы не
старались, все равно получиться пересвеченым. Что делать? Одеть ND
фильтр. Единственная функция ND фильтра - сокращать количество света,
попадаемого на матрицу фотоаппарата.
Бываю ND x2, x4, x8 и даже x400 фильтры. Эти цифры в маркировки
фильтра означают коэффициент не пропускания света. Мы берем, допустим,
NDx8 фильтр, одеваем его на объектив и все! Теперь фотоаппарат получает
значительно меньше света и мы смело можем снимать на нужную нам
выдержку.
Градиентные фильтры
По сути - градиентный фильтр это просто стекло, одна половина
которого прозрачная, а другая - окрашенная. Градиентные фильтры бывают
двух типов - нейтрально-серые и цветные. Цветные фильтры применяются
только при съемки на пленку, т.к. в цифровой фотографии его эффект
можно создать в Photoshop за пару кликов. А значит, нам он совсем не
интересен. А вот нейтрально-серый фильтр действительно заслуживает
внимания.
Градиентный нейтрально-серый фильтр, оказывает тоже действие что и
обычный ND - не пропускает лишний свет. Но в случае с градиентным
фильтом, ND-покрытие занимает лишь половину стекла.
Для чего нужен такой фильтр? Например, вы снимаете пейзаж. В кадре - поле с замечательными цветочками и красивые облака на небе.
Но небо и поле отличаются по яркости. А значит или наше небо будет
недостаточно сочным и контрастным или поле получиться чрезмерно темным.
И в такой ситуации нам надо просто одеть градиентный ND фильтр - одна
половина которого прозрачная (повернем фильтр этой половиной на поле),
а другая нейтрально-серая (а ее соответственно на небо). Что мы
получили?
Теперь небо в кадре будет темнее, чем оно есть на самом деле, а значит мы уровняли в яркости наше небо и поле.
Подобного эффекта, без использования светофильтра, можно добиться
только снимая несколько кадров с разными настройками экспозиции, а
потом при обработке склеивать их всех в одну фотографию. Но проще и
эффективнее - просто одеть светофильтр и сразу сделать тот кадр,
который вам нужен.
В магазине
Итак, определившись какой фильтр нам нужен, мы пришли в фотомагазин. При покупке светофильтра важно знать несколько вещей:
- Все светофильтры сделаны под определенный размер резьбы
объективов. Например светофильтр для теле-объектива на 50мм “полтиник”
одеть не получиться - он просто будет слишком велик.
- Покупайте светофильтры проверенных производителей. Некачественный
фильтр прослужит недолго и очень быстро начнет портить ваши фотографии.
Дело в том, что дешевые светофильтры сделаны из некачественных
материалов, которые через некоторое время начнут разрушаться, составные
части фильтра начнут расслаиваться, искажая картинку на ваших
фотографиях.
- Не стоит покупать светофильтры брэндовых производителей
фотоаппаратуры (Nikon, Canon, Minolta и пр.) Безусловно, это
качественные и надежные фильтры. Но брэнд в их названии - лишь набор
букв и не более. Их производством занимаются совершенно другие компании
по заказу Nikon’a или Canon’a. И как результат - вы переплатите
приличную сумму просто за известную марку.
- Есть несколько компаний, которые производят действительно
качественные светофильтры профессионального уровня за адекватные деньги:
HOYA
Мировой лидер по производству светофильтров. При производстве
фильтров HOYA использует ряд уникальных технологий, которые делают их
фильтры очень качественными и надежными. Для нас особенно интересна
серия фильтров HOYA PRO1 Digital - светофильтры созданные специально
для цифровых камер.
Schneider B+W
Так же известная качеством своих светофильтров компания. Кроме
производства обширного модельного ряда фильтров, B+W уделяют отдельное
внимание прочности оправ своих светофильтров.
TIFFEN
Благодаря своему качеству, светофильтры TIFFEN используются
профессионалами по всему миру. К сожалению, на российском рынке
встретить продукцию TIFFEN намного сложнее нежели HOYA или B+W.
Как мы видим, светофильтры - неотъемлемая часть съемочного процесса
в современной фотографии. Успех фотографа сегодня - это технические
знания фотосъемки и умение грамотной оработки фотографий. И
светофильтры - это именно то, что поможет вам создать фотографию,
которую вы сможете максимально эффективно обработать.
Источник: http://photomir.at.ua |