Нажмите, чтобы увеличить
Орхидея Cymbidium lowianum © Иосиф Кауров
Нет такого человека, который, занимаясь фотографией, не сталкивался
бы с подобной ситуацией: разбираешь фотографии со съемки и
обнаруживаешь, что часть кадров получилась нерезкой. Особенно обидно,
если нерезким оказался самый интересный в сюжетном или композиционном
плане снимок.
Нерезким кадр может получиться по нескольким причинам. Одна из самых
распространенных — сдвиг камеры либо объекта во время экспозиции, так
называемая «шевеленка». Избежать «шевеленки» можно, используя
устойчивый штатив и сокращая время выдержки для подвижных объектов, что
может подразумевать и работу со вспышками. Вторая причина нерезкости —
неверный фокус во время съемки, именно об этом и пойдет речь в данной
статье.
Всем известно, что фокусировка, она же наводка на резкость, бывает
ручная и автоматическая. 99% имеющихся сейчас в широкой продаже
фотоаппаратов обладают автоматическим фокусом, то есть фотограф лишь
указывает, где нужно сфокусироваться, и камера делает наводку на
резкость самостоятельно. Пожалуй, здесь не стоит вдаваться в тонкости
технологии, достаточно сказать, что к настоящему моменту эти механизмы
достигли высокой степени совершенства, а автофокусная техника плотно
обосновалась практически во всех областях фотографии. Ведь это быстро,
удобно и, в принципе, надежно. Если только речь не идет о макросъемке:
в случае крупномасштабной съемки автофокус современных объективов
неплохо справляется даже в масштабе 1:4 (то есть при съемке общим
планом бабочек, стрекоз, цветов и других «крупных» для макро объектов),
но чем меньше объект съемки, тем больше появляется сложностей…
Комар-долгоножка в росе © Иосиф Кауров
Паук каемчатый охотник, поедающий личинку пилильщика © Иосиф Кауров
В погоне за большим масштабом
Дело в том, что чем ближе к поверхности линзы находится снимаемый
объект, тем больше требуется смещаться внутренним линзам, чтобы
изображение стало резким. В итоге при съемке в большом масштабе
фокусировка замедляется, и самое незначительное перемещение аппарата
смещает плоскость резкости. К тому же фокусировка современных
объективов производится на открытой диафрагме, при совершенно ничтожной
глубине резкости, следствием чего и являются частые сбои. Помимо этого
следует учесть, что расположение фокусировочных точек при съемке
незначительных по размеру объектов не всегда совпадает с положением
сюжетно важной детали в кадре. Перемещение же аппарата после
фокусировки — практически гарантированная потеря резкости.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: чем больше
масштаб съемки, тем более беспомощным и бесполезным оказывается
автофокус. Но не стоит недооценивать возможности фокуса ручного: при
съемке объектов в масштабе 1:1 ручная наводка гораздо быстрее и
удобнее, особенно при появлении такой полезной для «макрушника»
функции, как Live View.
Live View дает возможность производить фокусировку (ручную, а на
последних моделях и автоматическую) по экрану зеркальной цифровой
камеры, не заглядывая в видоискатель, ориентируясь только на дисплей
фотокамеры. При этом выбранный фрагмент можно существенно увеличить,
дабы получить большую точность наводки. Для съемки неподвижных объектов
точность и удобство такого способа превосходят традиционные.
Стрекоза стрелка sp. © Иосиф Кауров
Спаривающиеся жуки (долгоносики) © Иосиф Кауров
Если гора не идет к Магомету…
Снимая в масштабе, равном или превышающем масштаб 1:1, нужно
помнить, что при вращении фокусировочного кольца объектива меняется не
только резкость, но и весь масштаб съемки — площадь пространства,
попадающего в кадр. Как следствие, с очень большой вероятностью,
добившись резкого изображения, вы вдруг обнаружите, что объект не
помещается в кадре или, наоборот, по краям кадра остается слишком много
пустого пространства. Поэтому в макросъемке зачастую гораздо удобнее
наводить на резкость, перемещая саму камеру с объективом, а не вращая
фокусировочное кольцо. Для удобства такой наводки существует
специальное приспособление — штативная головка с салазками. Они
позволяют плавно перемещать закрепленный аппарат, сохраняя выбранный
масштаб изображения. Если вы специализируетесь на съемке мелких
объектов, салазки — удобное, а иногда просто необходимое
приспособление. Это же фокусировочное решение подходит и для работы с
моноподом: слегка наклоняя опору, можно наводить резкость на ту или
иную деталь.
Жук-долгоносик. Портрет © Иосиф Кауров
Комар-долгоножка © Иосиф Кауров
Резкость в движении
Все вышесказанное относилось к неподвижным объектам: как вариант,
если снимать растения, грибы или неодушевленные предметы. Но вот среди
животных далеко не все настолько сговорчивы и вряд ли станут
дожидаться, покуда фотограф установит свой штатив, покрутит
фокусировочное кольцо… Как же сделать снимок, скажем, пугливого и
юркого жука? Здесь нужно сразу посмотреть правде в глаза, признав, что
никакая современная техника не сможет сфокусироваться на летящей
бабочке или мухе. Поэтому для получения подобных кадров, где участвуют
представители живой и подвижной натуры, существуют свои хитрости и
технические приспособления.
Во-первых, макрофотографы недаром предпочитают для съемки ранние
утренние часы. Этот выбор обусловлен не только тем, что мягкий
рассеянный свет благоприятствует получению красивых кадров: в это время
гораздо больше шансов спокойно сфотографировать встреченное насекомое.
Чем ниже температура воздуха, тем менее активна и пуглива мелкая
живность. На рассвете можно устанавливать аппарат вплотную к покрытым
росой стрекозам, сидящим на травинках, ловить в объектив еще не
проснувшихся мотыльков и бабочек. Единственный недостаток съемок в это
время суток — необходимость вставать затемно.
Во-вторых, даже летящее насекомое не всегда движется быстро и
прямолинейно. Мухи-журчалки, мухи-жужжалы и бабочки-бражники любят
зависать над цветами. При этом насекомое, пребывающее в полете,
секунду-другую находится едва ли не в полной неподвижности, что дает
шанс успеть навести на резкость и сделать снимок.
В-третьих, поведение насекомых достаточно предсказуемо. Если пчела
обследует куст чертополоха, она, скорее всего, посетит каждый цветок.
Ползущая по травинке божья коровка доползет до верхушки и взлетит. Если
вы хотите снять сосущего кровь комара, можно быть почти уверенным, что
он сядет именно на ту руку, в которой вы держите фотоаппарат…
Клавикорона крыночковидная, или коробчатая © Иосиф Кауров
Паук каемчатый охотник на шляпке гриба © Иосиф Кауров
Предварительная фокусировка
Прогнозируя появление насекомого в данной точке, можно заранее, еще
до встречи с ним, подготовиться к съемке и навести на резкость. Это
называется методом предварительной фокусировки. При съемке вам
обязательно пригодится знание биологии — науки о всяческих проявлениях
жизни, структуре, функциях и поведении живых существ. Так, крупные
стрекозы территориальны. Самцы ревностно охраняют свой участок, облетая
его по периметру и бросаясь на конкурентов своего вида. У каждой особи
на участке есть несколько любимых локаций — веточек или травинок,
которые насекомое регулярно посещает. Понаблюдав некоторое время за
поведением насекомого, можно выбрать нужный ракурс, отталкиваясь от его
привычек, и затем уже начинать караулить в полной боевой готовности.
Другой, более сложный, вариант с предварительной наводкой на
резкость подразумевает использование фотоловушек — инфракрасных
датчиков, срабатывающих при пересечении луча объектом. Система
фотоловушек в сочетании со специальными вспышками позволяет получать
невероятные крупноплановые снимки летящих стрекоз, прыгающих блох и
других насекомых в движении.
Ну а в заключение хочется напомнить, что техника съемки, какой бы
она ни была, — не самоцель, а всего лишь средство решения стоящей перед
фотографом задачи. Хочется надеяться, что описанные в этой статье
приспособления и варианты фокусировки в различных условиях принесут вам
не один резкий кадр!
Лядвенец рогатый, соцветие в инее © Иосиф Кауров
Источник: http://photomir.at.ua |